|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Основы Delphi: 0. Пилотная статья
Первая программа
Не будем вдаваться в подробности истории Delphi, для этого есть Википедия. Сразу перейдем к первой программе: program HelloWorld;
{$APPTYPE CONSOLE} begin WriteLn('Hello, World!'); ReadLn; end. Как можно заметить, программа начинается с ключевого слова program, за которым идет идентификатор - имя программы. Программа начинает выполняться с главного блока, заключенного между begin и end. В конце программы ставится точка. Для того, чтобы указать компилятору, что наше приложение является консольным, используется директива APPTYPE с параметром CONSOLE. Для вывода в консоль используется процедура WriteLn, которая выводит строку 'Hello, World!' в консоль и переходит на новую строчку. Процедурой ReadLn мы задерживаем выполнение программы до нажатия ENTER. Запустив программу, мы получим следующий результат: Hello, World!
Это одна из самых простых программ, в дальнейшем мы будем усложнять ее. Переменные Переменные в Delphi объявляются после ключевого слова var: var
a: integer; b, c: string; d: integer = 0; e: string = 'Hello, World!'; Переменные можно сразу инициализировать, написав знак "=" и значение. Переменные одного типа можно перечислять через запятую. Изменим нашу программу: добавим вывод переменных. Для перемещения в переменную какого-либо значения используется оператор ":=". program HelloWorld;
{$APPTYPE CONSOLE} var a, b: integer; c: integer = 10; d: integer = 10; begin a := 10; b := 20; c := 30; Write(a); Write(' '); WriteLn(b); WriteLn(c,' ',d); ReadLn; end. 10 20
30 10 Можно заметить, что мы использовали процедуру Write для вывода информации без переноса на новую строчку. Также процедуры Write и WriteLn принимают любое число параметров (в том числе и нулевое). Стандартные типы данных В языке Delphi есть набор стандартных типов данных. Они подразделяются на целочисленные, вещественные, логические и строковые. В следующей таблице представлены целочисленные типы данных:
Чем больше памяти выделяется для хранения значения переменной соответствующего типа, тем больше различных значений может принимать данная переменная. Существует два типа, размер памяти которых зависит от архитектуры создаваемого приложения - NativeInt и NativeUInt - знаковое и беззнаковое целое соответственно:
Далее перечислены вещественные типы данных:
Чем больше размерность мантиссы, тем более точное значение несет в себе переменная данного типа. Чем больше размерность экспоненты, тем больше отношение максимального и минимального значения одного знака. Для сопроцессора родным является тип extended, т.к. все регистры сопроцессора - 80-битные. Однако использование типа extended может быть не эффективным из-за бóльших операций с памятью. В следующей таблице можно узнать о строковых типах:
To be continued... |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|